Добрый день, друзья!
Давайте я опишу, как считаю правильным проводить уроки. Чтобы было понятно, я опишу на примере, который мы все понимаем, знаем, умеем.
Как научить ученика варить яйца? Есть несколько способов. Первый – вы ему говорите – берешь яйца, наливаешь в воду в небольшую кастрюлю, ставишь на огонь, как закипело отсчитываешь – три минуты, заливаешь холодной водой – и готово. Так учат в школе – четкие алгоритмы, сначала это, потом это, потом то и вот ответ. Решение задачи по действиям.
Второй способ. Говорите ученику – прежде чем начать варить яйца, необходимо понять, какие ты хочешь – крутые, в мешочек или всмятку. В первом случае – варишь десять минут, во втором пять-шесть, в третьем три. воду подсоли. Яйца могут треснуть если они холодные, потому дай им после холодильника немного согреться. Так учат в хорошей школе – вариативное решение, несколько алгоритмов, понимание, если хочешь получить так – делай так, если эдак – то вот тебе алгоритм другой.
И третий способ. Соль помогает сворачиваться белку. Раньше в битвах, сражениях, раненых перевязывали тканью, смоченной в соленой воде, чтобы кровь быстрее свернулось и остановилось кровотечение. Так и с яйцами. Когда их варишь, они могут треснуть, может немного белка вытечь, соленая вода даст ему свернуться, а еще солёная вода закипает быстрее, потому что плотность соленой воды выше, это повышает скорость теплопередачи от источника нагревания, возрастает вязкость и снижается теплоёмкость, а также соленая вода закипает при более высокой температуре, то есть ты сокращаешь время доведения до кипения, оптимизируя варку, и поднимешь температуру кипения, то есть процесс более оптимизированный. Так учат (должны учить) репетиторы! Показать аналогии, привести образы, создать интеллектуальные связи – и дать понимание процесса. А не только дрессировка решения по шаблонам.
Еще раз, яйца я привели как очевидный для всех пример методологического подхода к обучению. И заметьте, я не предлагал идти на кухню – для методической чистоты аналогии с теоретическими или абстрактными темами.
Я абсолютно убежден что такое обучение не только приводит к результату на уровне оценок. Но и показывает смыслы обучения (очень мало кто из учеников в начале обучения у меня понимает смысл изучения математики) и добавляет эмоциональную и интеллектуальную составляющую в результат обучения. В результате ребята знают, умеют, понимают и получают удовольствие от обучения.