Я, Горбунова Светлана Валерьевна, работаю учителем русского языка и литературы с 1994 года, регулярно совершенствую своё профессиональное мастерство. С этой целью принимаю активное участие в проведении внутришкольных и муниципальных семинаров, круглых столов по различным тематикам воспитательной и образовательной деятельности учащихся, родителей и коллег. Выступаю с сообщениями, докладами и лекциями, с целью распространения педагогического опыта и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Знаю нормативно- правовую базу структуры образования и руководствуюсь ею в своей работе, а также Конвенцией о правах ребенка. Успешно реализую требования по модернизации Российской школы.
Среди педагогов школы меня отличает достаточно высокий профессиональный уровень подготовки, педагогическая культура, широкая эрудиция. Постоянный творческий поиск, творческая инициатива, энтузиазм.
Работая в системе образования, я добиваюсь высоких результатов в обучении учащихся.
Результативность моей профессиональной деятельности характеризуется 100%-ной успеваемостью и высоким уровнем качества знаний учащихся. Эффективность работы отражается и в позитивной динамике учебных достижений учеников, росте их мотивации к изучению предмета. Я постоянно работаю над собой, творчески подхожу к работе в целом и к каждому уроку в отдельности, слежу за развитием педагогической науки, применяю все новое, передовое в практике работы, а главное – вижу в каждом ученике будущего активного члена общества, владею и успешно применяю в своей практической деятельности современные педагогические технологии, осуществляю оптимальный отбор методов и форм обучения.
Мои ученики принимают активное участие в олимпиадах по русскому языку и литературе, а выпускники подтверждают знания на государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ и при поступлении в высшие учебные заведения, колледжи, училища и техникумы.
Результаты ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку говорят о хорошей подготовке выпускников к итоговой аттестации меня как учителя русского языка.
Такой положительный результат был достигнут благодаря применению мною в организации учебной деятельности элементов эффективных современных педагогических технологий.
Всё это говорит о том, что я владею методикой преподавания своих предметов. Мои уроки отличаются продуманностью, высоким научно-теоретическим уровнем, атмосферой совместной творческой деятельности ученика и учителя. Разнообразие различных форм работы: коллективной, индивидуальной, самостоятельной, групповой, парно-групповой - даёт возможность включать воспитанников в активную познавательную деятельность.
Сегодня повышается роль неформальных форм образования. Показательным проявлением неформального индивидуального образования в практике работы меня как учителя является организация и использование возможностей дистанционного обучения.
Я считаю, что современный учитель не является сегодня монополистом в трансляции знаний и опыта. Сегодня он – тьютор, сопровождающий процесс добывания и прибавления знаний. А поэтому управляю процессом внедрения системы через использование возможностей дистанционного, заочного обучения и консультирования детей с использованием возможностей учебных заведений и организаций .
Я активно вовлекаю учащихся в систему дистанционного обучения путем использования сети Интернет. Это дает возможность учащимся самостоятельно находить ответы на свои вопросы.
Являюсь экспертом по проверке декабрьского сочинения в 11 классе. Мои выпускники в 9 классе имеют средний балл по ОГЭ по русскому языку — 4,9; по ЕГЭ по русскому языку от 75 до 98 баллов. Являюсь педагогом высшей категории. Преподавание только онлайн, любой вид связи. Занятие провожу длительностью 60 минут.
Я не буду говорить о том, каким должен быть современный учитель вообще, а, ссылаясь на то, что я учитель русского языка и литературы, поразмышляю о данной категории учителей. Я сама была ребёнком и в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Каким он был? Перед собой я видела доброго, понимающего человека, будто фею из волшебной сказки. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Это лишь часть того, о чём я мечтала, длинной дорогой идя в школу.Что же сейчас может измениться в мечтах детей? Как ни странно, но и современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность – вот что нужно современному ученику. Именно этих человеческих качеств так не хватает нашим детям. Где ребёнку получить тепло, заботу, внимание? Если учитель этого не даст, что станет с людьми в будущем? Не превратимся ли мы в бездушных роботов, машинально выполняя порученное дело? Холодность, корысть, расчётливость, зависть будут подстерегать нас везде и всюду.Образ учителя у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники - это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения.В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос.Какие же качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени. А какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени.
Рисуя портрет современного учителя, я считаю, что:
Прежде всего, он должен любить детей. Всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, чистеньких, ухоженных и неряшливых, хорошеньких и не очень. На том простом основании, что они - дети. Учитель не должен быть несправедливым, недобрым, жестоким человеком, ведь больше всего ребёнка ранит несправедливость.
Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа.
Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.
Настоящему учителю интересен процесс. Он не озабочен промежуточными результатами. Ему интересны изменения ребенка, и учитель удивляется и радуется этим изменениям. Ребенок доверяет тому, что он действительно интересен учителю.
Что ещё должен знать и уметь хороший учитель? Конечно, он обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка и уметь задавать себе вопросы: «А всегда ли я прав? Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.
Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения; грубость крики, оскорбления в школе недопустимы. Я замечала, что на крики одни дети не реагируют никак (иногда проворчат «А чё орать-то?»), других крик пугает. Одни привыкли к крику дома, другие нет. Но и в первом и во втором случае крик бесполезен и вызывает только негативную реакцию. Мне трудно также представить себе учителя, плохо владеющего культурой речи, не умеющего грамотно выразить свои мысли.
Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем. Нам страшно думать о будущем, так, может быть, задумаемся о том, кого мы воспитываем и что мы хотим получить.
Я искренне надеюсь, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям данной специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.